Сегодня существуют пять основных видов финансового мошенничества, о которых рассказал в интервью с «РГ» доцент финансового университета при Правительстве Игорь Балынин.
Первый случай, по его словам, связан с получением сообщения от взломанного аккаунта знакомого или родственника. Жертва получает просьбу пройти по ссылке и проголосовать за кого-то. Сама ссылка часто оказывается вредоносной, и на устройство может быть установлен вирус. Жертвам могут также поручить ввести свои данные, такие как паспортные данные или реквизиты банковской карты, что позволяет злоумышленникам заполучить эту информацию.
Второй вид мошенничества, с которым россияне нередко сталкиваются, включает звонки от фейковых представителей банков, сотрудников различных служб и других организаций. Мошенники обманом убеждают жертву перевести деньги на определённый счёт, иногда принуждая людей использовать свои сбережения или даже брать кредиты. Они могут предложить установить поддельное приложение, в которое необходимо ввести данные, часто связанные с государственными услугами. Это приложение предназначено для кражи информации, что позволяет мошенникам оформлять кредиты в чужих кабинетах и осуществлять давление на жертву.
«Несмотря на то, что эта схема известна давно и о ней много говорили, жертвы продолжают возникать», — отметил Балынин.
Третий вид обозначает мошеннические сообщения на электронную почту, извещающие о выигранных призах или неоплаченных налогах. После перехода по ссылке на компьютер может быть установлено вредоносное ПО. Жертве предложат ввести данные своей банковской карты или информации о государственных услугах, что попадет в руки мошенников.

Четвёртый вид мошенничества связан с фальшивыми QR-кодами. Когда жертва переходит по такому коду, она попадает не в оригинальное приложение, а на подделку, где оставляет свою личную информацию. Это может привести к утечке реквизитов банковских карт и потере денег.
Пятый вид — это обман через технологию NFC. Например, мошенники могут позвонить от имени органов социальной защиты или банков и сообщить о новых выплатах. Для этого жертве предлагается установить приложение. В процессе установки ей следует приложить банковскую карту к телефону и ввести пин-код, который в этот момент оказывается у злоумышленников.
«Независимо от конкретной схемы, главный совет по борьбе с мошенниками прост: не следует реагировать на просьбы незнакомцев об установке каких-либо приложений или переводах денег», — подчеркнул Балынин. Кроме того, он добавил, что советы и просьбы от знакомых должны обязательно подтверждаться при личной встрече, поскольку злоумышленники могут получить доступ к устройствам жертвы через их аккаунты.