Литий благодаря высокому электрохимическому потенциалу и исключительному отношению удельной энергии к массе стал ядром современной электрической мобильности: девять из десяти добываемых сегодня тонн уходит в аккумуляторы, тогда как на керамику, смазки и медицинские сплавы остается лишь крошечная доля. Об этом рассказал изданию Техносовет Вадим Петров, юрист-международник, заместитель директора ВНИИ Экология – единого научного центра Минприроды России.
Спрос на этот ресурс растет быстрее, чем на любой другой критический минерал переходной энергетики. К 2030 году миру понадобится в 3,5 раза больше лития, чем в 2023-м, а Международное энергетическое агентство прогнозирует четырехкратное расширение емкости тяговых батарей уже к концу десятилетия и почти семикратное — к 2035-му.
При этом батареи для электросамокатов, скутеров и другого легкого транспорта, характерного прежде всего для Азии, растут быстрее тяжелого сегмента и постепенно размывают доминирование легковых EV в аккумуляторном балансе.
Очевидно, что поставить столько лития на конвейер будет непросто: мировая добыча в 2024 году составила около 240 тыс. т чистого металла, причем свыше девяноста процентов объема обеспечили четыре страны — Австралия, Чили, Китай и Аргентина. На этом фоне биржевые котировки пережили жесткий циклический обвал: после пика в 71 тыс. долл. за тонну карбоната в 2022 году средняя фиксированная цена в США упала до 14 тыс. долл. в 2024 м, отчасти притормозив инвестиции в новые рудники.
Инженерный ответ на дефицит и волатильность — повышение энергоемкости и снижение металлоемкости каждой батареи. В потребительской микромобильности массовое распространение литий железо фосфатных элементов снизило стоимость пак кВт·ч почти на треть за три года, а в сегменте электромобилей на подходе твердотельные аккумуляторы, серийный вывод которых намечен на 2027 2028 годы: переход на твердый электролит обещает быстрее заряжаться и хранить на четверть больше энергии при том же объеме.
Параллельно дальнейшие разработки демонстрируют двух-трехкратный потенциал плотности для литий-серных ячеек, что открывает дорогу сверхлегким авиационным батареям. От электросамоката к беспилотнику путь лежит не только через емкость, но и через мощность. Высокоразрядные литий-полимерные пакеты уже позволяют дронам-курьерам поднимать груз на десятки километров. В оборонной сфере литиевые батареи питают все — от дронов до дизель-электрических подводных лодок, отметил эксперт.
Параллельно набирает обороты циркулярная экономика. К 2030 году переработка отслуживших батарей и заводского скрапа способна покрыть до 14 % литиевых потребностей Европы, а к 2040-му — до 23 %, что в пересчете означает отказ от нескольких новых рудников и ощутимое снижение экологического следа. В совокупности все эти тренды формируют двойную траекторию «литиевого века».
С одной стороны, металл остается незаменимым для мобильности — от городских самокатов до дальнобойных беспилотников, а потому остается стратегическим ресурсом, вокруг которого усиливается геополитическая конкуренция. С другой — технологический прогресс, прорывные методы добычи и быстро развивающаяся индустрия рециклинга обещают смягчить экологические и ресурсные ограничения, сделав литий действительно устойчивым источником энергии будущего, подвел итог Вадим Петров.